FAQ: По теории музыки и сольфеджио

Тема в разделе "FAQ/HELP", создана пользователем Pavlius, 17 июл 2006.

     
Статус темы:
Закрыта.
  1. Pavlius

    Pavlius Active Member

    Регистрация:
    28 сен 2005
    Сообщения:
    365
    Симпатии:
    161
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    --- прошу модераторов прикрепить эту тему ---

    Вопрос: как научиться записывать музыку из головы, находясь в метро или в парке?.

    Ответ:

    Сначала нужно изучить музыкальную теорию, а точнее "Элементарную теорию музыки" или "Основы теории музыки" (ищите учебники).
    Выучить это не сложно, на возникающие вопросы можно будет получать ответы в этой ветке.

    Но этих знаний не достаточно для того, чтобы научиться ЗАПИСЫВАТЬ нотами музыку из головы, или наоборот читать музыку "с листа". Для этого скилла нужна тренеровка слуха, упражнения СОЛЬФЕДЖИО.

    Вот несколько упражнений, предназначенных для того чтобы "ставить уши". Их надо выполнять в свободное время, систематически. Желательно каждый день, или через день по полчаса или больше. Результат придет не сразу, но долго ждать себя не заставит.

    Для упражнений нужен либо инструмент, либо какая-нть виртуальная клавиатура.. ну, вобщем, те, кто тут бывает, в компе все нужное имеют :)

    1 - Пение гамм с хитростями.
    Если вы знаете, как звучит гамма минора или мажора, - хорошо. Если нет, то, узнав что это такое, набивайте гамму в секвенсоре или играйте на инструменте и подпевайте, пока у вас в голове она не отложится.
    Затем в свободное время постоянно пропевайте ее вслух целиком, снизу вверх и обратно в виде (если брать до-мажор): "до ре ми фа соль ля си до си ля соль фа ми ре до". Потом пропевайте ее "в уме", представляя, будто вы поете, но не издавайте звуков. И, самое главное, пойте еще вот так: некоторые ноты пропевайте вслух, а некоторые в уме. Например: До ре вслух, ми в уме, фа вслух, соль ля в уме и так далее. Последний прием очень эффективен.

    2 - Определение ступеней гаммы.
    На листе бумаги напишите римские цифры, соответствующие ступеням гаммы, таким образом:
    V VII VIII I II III IV V VI VII I II III IV V
    Здесь записана целая октава, снизу и сверху еще почти по половинке октавы. Это нужно для того, чтобы вы точно определяли ступени гаммы, это важно. Ибо все музыкальное сольфеджио - это определение ступеней главным образом. У начинающих - сознательно, у профи - подсознательно.
    Сначала спойте ступень I, чтобы понять, относительно какого звука строится тональность (определение тоники). Затем случайным образом указывайте на цифры и пойте соответствующие ступени. Пойте не названия нот, а просто любой звук, например "лё" :) Важно: каждую ноту надо петь обдуманно. Нельзя петь "на интуиции", если есть хоть капля сомнения - пропевайте от тоники всю гамму, точно, выстраивая кажду нотку. Здесь нужна ОБДУМАННАЯ точность.

    3 - Определение интервалов.
    Тут конечно нужен помощник. Он должен на инструменте или в секвенсоре воспроизводить разные интервалы. Сначала в разложенном виде, а потом как одновременно звучащие два звука. Вы должны определять на слух, что звучит. Терция, квинта или септима и т.д. Для запоминания интервалов используется такой прием: определите, какая из любимых мелодий начинается так же. Например "Союз нерушимый" начинается с чистой кварты. "Чижик пыжик" - с большой терции.

    4 - Пение с листа.
    Берете учебник по сольфеджио и поете его номера. Сначала с инструментом, потом без него. Тут тоже важно блюсти чистоту: по интуиции не петь, а точно пропевать гамму до сомнительной ноты, обосновывать для себя каждый звук. Иначе насмарку.

    5 - Самодиктанты.
    Вечерком берете нотную бумагу и записываете любую мелодию нотами в любой тональности. Определяете кажду ноту так же точно. Тут тоже нельзя писать "ре" только потому что тут "вроде бы ре". Спешка ни к чему. Надо пропевать гамму ВНИЗ до тоники от каждой сомнительной ноты и считать количество пропетых нот, чтоб определить номер ступени. Начинать желательно с простых мелодий вроде чижика-пыжика. Затем проверять себя и смотреть ошибки, работать над ними.
     
    Nils, Enapiuz, elana и 10 другим нравится это.
  2. Darious

    Darious Musician

    Регистрация:
    8 ноя 2002
    Сообщения:
    49
    Симпатии:
    3
    Адрес:
    Саратов
    А еще помню, когда учился, мы составляли гармонию к любой простой одноголосной мелодии. Т.е. дается мелодия (обычно 16 тактов) и за пару часов надо придумать к ней гармонию, чтобы это все звучало. Пользоваться инструментами нельзя. Все из головы. Должно получиться четырехголосное небольшое произведение. Потом очень интересно все это слушать, что же получилось:) Но это уже из области гармонии (есть тоже такой предмет), на развитие внутреннего слуха и чувства гармонии. В любом случае, автору респект
     
  3. dirchor

    dirchor New Member

    Регистрация:
    12 мар 2007
    Сообщения:
    85
    Симпатии:
    15
    Для начала я бы порекомендовал небольшую книжку желтого цвета. В магазинах она откликается на "Элементарная теория музыки".... Только это название идет не от слова "элементарно", а от слова "элемент"....
    И еще... Каждый профессионал мечтает о том, чтобы у него в метро (и вообще) в голове не крутились различные мелодии в нотной записи (напр., сооооль, ми, ми, сооооль, ми, ми, соль, фа, ми, ре, доооо)...
     
  4. pROFI

    pROFI New Member

    Регистрация:
    11 май 2006
    Сообщения:
    2.723
    Симпатии:
    1.590
  5. Darious

    Darious Musician

    Регистрация:
    8 ноя 2002
    Сообщения:
    49
    Симпатии:
    3
    Адрес:
    Саратов
    а куда ехать-то надо? :) в смысле, смотря какую цель преследуешь
    Умение определять интервал на слух развивает так называемый гармонический слух (как одно из упражнений). На сколько я знаю, при исполнениях импровизаций (джазовых, например) без хорошо развитого гармонического слуха нечего вообще ловить... Но только одиного этого навыка мало.
    Кстати, если кто не в курсе, абсолютный и относительный слух (это когда сразу на слух определяешь какая нота звучит, вне зависимости от регистра, тембра, и т.д. в превом случае и то же самое, только после "камертона" во втором случае) - это все гармонический слух. Есть еще тембральный слух: умение определить какие в данный момент играют инструменты в симфоничесом оркестре, например. Не менее важен. Есть еще полифонический слух. Это уже больше относится к аранжировщикам, которые делают переложения каких-то произведений для различных ансамблей и оркестров, к примеру...
    Одно могу точно сказать: если упражнение "определение интервалов" регулярно не выполнять, то совершенно точно далеко не уедешь.
     
  6. 4eburah

    4eburah New Member

    Регистрация:
    10 июн 2007
    Сообщения:
    45
    Симпатии:
    2
    Нужно тренироваться - пропевать гаммы у инструмента, просто их играя. В конечном итоге нужно добиться того, чтобы мысленно мочь представлять, слышать звуки гамм разных тональностей. Т.е. нужно развивать музыкальную память.
     
    djmoonlightduo нравится это.
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей