залечите нубу про панораму (потенциометры и их поведение)

Тема в разделе "Для новичков", создана пользователем PianoIst, 8 янв 2017.

     
  1. PianoIst

    PianoIst Well-Known Member

    Регистрация:
    19 май 2010
    Сообщения:
    1.555
    Симпатии:
    1.401
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Аранжировка, солист-пинанист
    Адрес:
    Новосибирск
    Я вот головой вроде понимаю, а практически меня кое-что смущает...

    Возьмем три вида панорамирования стереосигнала:

    1. балансное (за дефолт возьмем pan law -3dB). В принципе, не важно, аналог, цифра
    • крайнее правое положение - L - ~dB, R 0dB
    • 50% вправо - L -4,5dB (или я не прав?) R -1,5dB
    • центр - L -3dB, R -3dB
    ну и в обратную сторону соответственно. Тут даже при моих ошибках в цифрах алгоритм понятен: двигаем в край, теряем полностью один канал, в остальных случаях пропорционально ослабляем. Верно?

    2. То, что в Рипере называется стерео, с двумя ручками "pan" & "width"

    width" понижает разницу, дальше панорамируется как обычный балансный

    3. А вот что происходит при раздельном балансном панорамировании каналов меня интересует больше всего.
    Дело в том, что сегодня в микшере (в аналоге) мастер выводили через два моно-канала с панорамированием в край. Пробовал поднять мид канал сужением панорамы, то бишь, переводом ручек пропорционально друг другу к центру. Но поскольку микшер стоит сбоку зала, да еще и с одной стороны приперт колонной - сам эффект стерео толком не слышал.

    А в DAW (Reaper) поведение сигнала при независимом панорамировании каналов вообще кажется непредсказуемым. То-есть умом-то я понимаю, что каждый канал панорамируется балансно точно так же как обыкновенные моно-треки. Но на выходе стереокартинка странная какая-то.
    Ну к примеру, при положениях ручек L -100 R 0 левый канал должен быть громче правого на 3dB, а правый по центру. А каково тогда стереополе у источника равномерно заполняющего панораму "от уха до уха"? К примеру, там, хор.
     
  2. PianoIst

    PianoIst Well-Known Member

    Регистрация:
    19 май 2010
    Сообщения:
    1.555
    Симпатии:
    1.401
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Аранжировка, солист-пинанист
    Адрес:
    Новосибирск
    попробую конкретизировать
    я не слышу сигнал расположенным от левого уха до центра, а он достаточно хорошо заезжает направо. И найти какие-нибудь закономерности поведения панорамы при раздельном панорамировании у меня не получается
     
  3. progulca

    progulca Well-Known Member

    Регистрация:
    18 янв 2013
    Сообщения:
    699
    Симпатии:
    262
    И к меня похожие ощущения.
    Скажем: L30 слышу нормально слева.
    А R30 совершенно отчетливо смещено к центру. Меняю местами "уши" - принцип сохраняется. Объяснения нет.
     
  4. Намасте_намасте

    Намасте_намасте Member

    Регистрация:
    21 ноя 2016
    Сообщения:
    60
    Симпатии:
    20
    Проверил, все слышно адекватно.
     
  5. PianoIst

    PianoIst Well-Known Member

    Регистрация:
    19 май 2010
    Сообщения:
    1.555
    Симпатии:
    1.401
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Аранжировка, солист-пинанист
    Адрес:
    Новосибирск
    ну вот я сделал быструю раскидку по панораме (pan law 0dB)
    https://yadi.sk/d/Arh6cRJ437qNJf
    По поводу поведения балансной панорамы я все правильно понял: один стереотрек с панорамой в центр ничем не отличается от двух стереотреков с панорамой по краям.
    А вот стерео-панорама, кажется, даже на ширине 100% работает по-другому нежели балансная, хотя может и ошибаюсь. В любом случае, со стереопанорамой тоже все ясно.
    С дуал-паном немного сложнее. Во-первых, повысилась громкость, видимо за счет отсутствия ослабления в центре, во-вторых я для себя при беглом прослушивании не смог сказать, отличается ли данная ситуация от балансной панорамы на 50%, или нет. Но точно отличается от стереопанорамы при сжатии стереообраза наполовину (что по идее я и сделал передвинув один канал в центр)

    Просто хочется уж для себя решить раз и навсегда что и в какой ситуации использовать)))
    Сейчас получается, балансное панаромирование наверное лучше отработает при наличие реверберации в разрыве, т.к. оно не влияет на сам стереообраз как таковой, почти до конца мы слышим хор как стоящий вкруг нас. Просто уровни каналов меняются.
    Стерео - когда вся обработка идет посфактом, и надо больше разделить и дифферинцировать положение между спикерами.
    А дуал-пан... хз) эт что-то среднее
     
  6. Alexander Yakuba

    Alexander Yakuba Opposition Member

    Регистрация:
    30 мар 2008
    Сообщения:
    4.322
    Симпатии:
    1.864
    Адрес:
    Пенза
    Элементарнейший же тест опровергает все эти "кажется" - дублируем стереотрек, включаем на одном противофазу и переключаем режим панорамирования - в результате полная тишина на выходе! Нет там никаких чудес абсолютно...
     
    PianoIst нравится это.

Поделиться этой страницей